ПЕРЕПОЛОХ В ГИМАЛАЯХ…?
На днях довелось сходить на мультфильм иностранного производства под интригующим названием «Переполох в Гималаях». Первой реакцией после просмотра 5 минут в начале мультфильма было встать посредине экрана и попросить родителей вывести своих детей из зала. Но, чуть успокоившись, остановил себя от этого, как сказали бы зрители, «глупого» поступка и решил, исходя из просмотренного видеоматериала, провести впоследствии аналитическую работу, которая и вылилась в данный текст. И вот, Вашему вниманию представляю моё видение данного фильма, и комментарии, почему же он вызвал у меня всплеск наверняка «неадекватных», если смотреть со стороны, эмоций:
Во-первых, сразу же вопрос к создателям – почему именно такое название у фильма? А почему, собственно, нельзя было сразу же, не утруждая себя на словесную вуаль афиши, дать четкое имя данному видеопродукту? Например, согласно миропониманию здравомыслящих людей, этот «мультфильм» достоин звания «Переполох в головах наших детей». Хоть и длинновато, зато вполне соответствует той мере нравственности, коей облечен весь фильм. А если учитывать, что это мультипликационный дебют германского режиссера Михаэля Хербига, то можно и по-немецки написать: «Verwirrung in kinderköpfe». А может, это шпионские проделки аморального Запада, и под кодовым именем «Гималаи» скрывается название «Русь»?
Но, начнем по порядку, дабы прояснить ситуацию для лиц, не смотревших мультфильм.
Информация в аннотации – слоган: «Осторожно, дети: в горах бродят Йети», жанр: приключение, мультфильм. Нет ни единого слова об ограничении в возрасте.
Вначале мы знакомимся с главным героем – Йети, не отличающегося особой воспитанностью (нас, просканированных образами американского Шрека и его компании, уже этим не удивишь) и веселящегося в горах под лозунгом «Живи настоящим!» Вдруг, с ним случается неприятность – бедняга падает в пропасть, уцепившись за льдины над бездной. И здесь у него происходит встреча с популярным в западном видеомире образом Дьявола. Кстати, Сатана практически в любом иностранном мультфильме преподносится нам (читаем – нашим детям) с экранов, как всевластное, величественное зло, но обязательно почему-то с элементами юмора. Тем самым нарушается истинная мера понимания Дьявола как абсолютного зла. И у ребенка соответственно происходит дезориентация, смешивание таких понятий как «добро» и «зло».
И вот наш Йети, дабы спасти свою жизнь, соглашается принести для Дьявола самую красивую девушку мира. Срок выполнения задачи поставлен, и снежный человек отправляется на поиски (читаем – вместе с ним отправляются и зрители, дети).
Следующая сцена: дворец, молодой император со своей принцессой наслаждаются жизнью без забот… Именно здесь зрители-дети имеют возможность увидеть реализацию рекламного девиза «Бери от жизни всё!» Два молодых человека занимаются самодурством. Приведу лишь пару фрагментов: юноша Франц упражняется в гольфе, и виртуозно бьет клюшкой по шоколадным мячикам, целясь при этом в свою возлюбленную, а принцесса, со своей стороны, пытается поймать шоколад. Но ей удается через раз, и лицо нашей героини (как вы догадались, она и является той «самой красивой девушкой в мире») обильно «разукрашено» коричневой массой. Еще «забавный» момент: Франц принимает ванну, а генерал дует в непонятную трубку, которая уходит широким концом в воду. Маленький мальчик в зале, сидевший недалеко от меня, спросил у молодой женщины: «Мама, а что он делает?» девушка в ответ лишь посмеялась, продолжая смотреть на экран. НУ и дополняет картину королева-мать, на протяжении всего «мультфильма» вожделеющая к старому генералу.
Здесь хочется сделать очередное лирическое отступление и немного подытожить вышеописанное…
Надо знать – для любого ребенка-мальчика образы девушек и женщин на экране формируют его дальнейшее восприятие женщины в реальной жизни. Он как бы примеряет ту информацию, манеру поведения героинь на экране к своей будущей возлюбленной, матери его будущих детей. И учиться вести себя с противоположным полом. Осваивает знания и навыки как вести себя с женщиной, любимой девушкой. В нашем случае он знакомится с глупой, хоть и симпатичной принцессой и сексуально озабоченной матерью юного императора…
Далее по сценарию, Йети крадет принцессу, император Франц направляется ее спасать, его сопровождают королева и генерал. Сюжет напичкан разными более-менее интересными ситуациями, но все они подаются в едином ключе – отсутствие какой-либо воспитательной и нравственной нагрузки, хотя визуальная упаковка у каждого момента яркая и красочная. Например, Йети, пытаясь вырваться из заточения, поднимается наверх к решетке, используя в качестве каната длинную косу принцессы, решившей спасти своего похитителя. При этом голова принцессы с перекошенным лицом несколько раз смачно ударяется о железные прутья. Смешно, такой уж юмор, что поделать…
При выходе из кинозала осталось странное чувство дискомфорта. А вернее всего – сложно, по-настоящему тяжело, будучи воспитанным на «Ну-погоди!» и «Винни-Пухе», переварить всю мешанину разноречивых образов в шизофреническом, извиняюсь, 85-минутном видеоряде…
Признаки мультипликационной агрессии уже давно присутствуют в наших кинотеатрах, на телеэкранах. И они давно уже и не признаки, а неотъемлемая составляющая российского телевещания. Очаровательные принцессы, красивые и веселые, мгновения спустя, могут со злобным оскалом раскидывать по сторонам врагов («Приключения Алладина», «Шрек»), невинный поцелуй мультяшных героев может вылиться в слабо скрываемую эротическую сцену («Том и Джерри»)… – добро подменяется замаскированным под него злом (кстати – а вы сможете припомнить целомудренный, опрятный образ женщины-матери в западной мультипликации?! Готов поспорить, что не найдете).
В заключение предлагаю Вам слова Виктора Алексеевича Ефимова, ректора одного из Санкт-Петербургских университетов, кандидата наук, и выдержку из аннотации к мультфильму «Переполох в Гималаях».
Прошу прочитать и провести лично для себя небольшой сравнительный анализ, сделать свои выводы.
В.А.Ефимов: «Особую роль в жизни каждого человека играет период раннего детства, когда происходит процесс формирования личности. В дальнейшем идет лишь развитие полученных основ, и предпринимаются всевозможные попытки перевоспитания. Из этого следует, что если общество думает о своем будущем, то оно на этапе дошкольного воспитания окружает детей воспитателями высочайшего уровня нравственности и профессионализма. Это должны быть люди от Бога. Именно они должны признать призвание каждого ребенка и заложить направленность его развития».
Аннотация к мультфильму: «…всё действие принимает вид очень красивой романтической сказки. Расслабьтесь и отдохните. Ну, и не бойтесь клейма всех мультфильмов - проповедей с моральными ценностями, потому что здесь их нет, и на этом - спасибо!»
Как телевидение занимается направленностью развития наших детей, формирует их личность, понятно из последних слов аннотации: расслабьтесь и отдохните, проповедей с моральными ценностями нет!
PS: совсем недавно я приобрел через интернет полную коллекцию советских мультфильмов для своего маленького племянника Максима. И спасибо Союзмультфильму за то, что за годы своей работы, его работники успели создать такую богатую и высоконравственную детскую мультипликацию, тем самым предоставив родителям и детям выбор – либо расслабиться и забыться, либо смотреть и учиться.
Алексей ТИХОНОВ
|